Главная Клички собак Анатомия собаки Болезни собак Знаменитые собаки Собачий гороскоп Законодательство Статьи
  Содержание собак
Воспитание собак
Уход за собакой
Выгул собак
Дрессировка
Кормление
Стрижка собак
 
       
Породы собак
  • Овчарки, пастушьи
  • Пинчеры, молоссы
  • Терьеры
  • Таксы
  • Шпицы и примитивные
  • Гончие
  • Легавые
  • Ретриверы, спаниели
  • Декоративные собаки
  • Борзые
  • Непризнанные породы
    Дикие собаки
     
           
      Реклама
     
           
    Партнеры
    Детальная информация чернобыль 2 сезон все серии здесь.



     

    Дрессировка собак / Дрессировка

    Приёмы дрессировки

    Прием - это комплекс последовательных действий дрессировщика в целях выработки у собаки определенного навыка. Приемов дрессировки много, каждый из них имеет цель выработки определенного навыка. Различают приемы общей и специальной дрессировки. Образование навыка (сложного условного рефлекса) происходит постепенно и в определенной последовательности. Следовательно, воздействия дрессировщика на собаку также должны быть подчинены определенным правилам. Воздействовать на собаку следует в строгой последовательности, меняя характер приемов по мере выработки навыка.

    Различают три стадии образования навыка.

    Первая стадия состоит в воспитании первоначального действия (основного условного рефлекса) на определенный условный раздражитель (команду, жесты и т.п.). Например, при навыке подхода собаки к дрессировщику по команде "ко мне!" первоначальное действие, отработанное у собаки, будет заключаться в подходе собаки к дрессировщику без посадки у левой ноги. Для первой стадии навыка характерны две особенности:

    - во-первых, наблюдаются явления обобщения условных раздражителей. Собака не различает одну команду от другой, иногда проявляет ошибочные действия. Например, по команде "лежать!" садится и т. д. В таких случаях дрессировщик должен затормаживать ошибочные действия собаки и только лишь правильные ее действия закреплять дачей лакомства и оглаживанием;

    - во-вторых, первоначальная связь на команду только еще устанавливается, и дрессировщик не в состоянии преодолеть сразу влияние на собаку отвлекающих раздражителей. Поэтому первоначальное занятие следует проводить в условиях с наименьшим количеством отвлекающих раздражителей. В этом периоде применять условные и безусловные раздражители средней силы.

    Вторая стадия заключается в усложнении первоначально выработанного условного рефлекса до навыка. При этом к первоначальному условному рефлексу добавляются новые действия, усложняющие первоначальный рефлекс. С этой целью усложняются условия дрессировки и меняется характер действий дрессировщика, применяются команды в повышенной интонации и безусловные раздражители большей силы. Например, усложнением в процессе приучения собаки подходу к дрессировщику по команде "ко мне!" являются закрепление определенного положения собаки перед дрессировщиком, выработка условного рефлекса на жест, а также выдержки в различных положениях. В этом периоде следует добиваться от собаки четкого различения применяемых команд и все ее ошибочные действия своевременно затормаживать принуждением, в случае необходимости - механическим воздействием (нажатие рукой, рывок поводком и т. д.), а правильные действия закреплять лакомством и поглаживанием.

    В третьей стадии выработанный навык закрепляется до безотказности в условиях окружающей среды разной сложности. Это необходимо для того, чтобы достигнуть безотказного проявления собакой вырабатываемых навыков в любых условиях. Для этого следует как можно чаще менять места занятий, проводить их в разное время суток, в любую погоду при наличии различных посторонних раздражителей (вблизи проходящего транспорта, людей, животных и так далее). При управлении поведением собаки в сложных условиях дрессировщик должен применять более сильные раздражители, чем обычные (увеличить силу применяемых механических раздражителей). При этом нужно уметь пользоваться угрожающей интонацией при подаче команды. Правильного воздействия на собаку добиваются закреплением вырабатываемого навыка, который должен четко проявляться на сигналы дрессировщика в разнообразной обстановке. В дальнейшем навыки совершенствуют путем тренировки в различных условиях, при которых собака используется. Таким образом, образование навыка происходит не сразу, а постепенно (по стадиям), в результате последовательности воздействия дрессировщика на организм собаки.

    Обстановка, в которой приходится работать, непрерывно изменяется и постепенно воздействует на собаку разнообразными внешними раздражителями, вызывая изменения в ее поведении. Наряду с этим физико-химические процессы, протекающие в клетках и организме в целом, обуславливают изменчивость функционального состояния всего организма, что также сказывается на поведении животного. Но отсюда еще не следует, что все изменения окружающей среды и общего состояния организма являются усложняющими факторами отрицательного характера, то есть затрудняющими работу собак. Наоборот, имеющиеся факторы, которые облегчают работу собак, способствуют их дрессировке. Поэтому необходимо знать, какие условия усложняют и какие облегчают работу собак. Ваш подопечный должен быть приучен к работе в условиях воздействия на него всевозможных сравнительно сильных раздражителей окружающей среды.

    Следовательно, в процессе дрессировки необходимо учитывать и степень влияния различных раздражителей на работу собаки. Сильные и необычные раздражители, вызывающие отключение в поведении собаки от нормы и отвлекающие тем самым ее от обычной нормальной работы, называются отвлекающими. Например, громкий звук, появление животных, болезненное или утомленное состояние собаки могут не только задержать проявление действий собаки на сигналы дрессировщика, но и затруднить выработку необходимого условного рефлекса, вследствие возникновения внешнего торможения. Воздействие посторонних раздражителей вызывает возбуждение соответствующих центров в коре головного мозга собаки, затормаживает центры, ответственные за проявление условного рефлекса, и собака не проявляет действия на команды и жесты дрессировщика, то есть она отвлекается. Отвлекающие раздражители по своему происхождению могут быть внешними и внутренними.

    Раздражители, действующие из окружающей среды и нарушающие проявление у собаки условных рефлексов на сигналы дрессировщика, относятся к внешним отвлекающим раздражителям. Таковыми чаще всего бывают дикие и домашние животные, птицы, различные сильные звуки, шумы, движение транспорта и другие.

    Внутренними отвлекающими раздражителями называются те, что возникают в самом организме собаки и вызывают торможение условных рефлексов на команды и жесты дрессировщика. Такими раздражителями могут быть болезнь какого-либо органа и организма собаки в целом, состояние голода и жажды, переполнение мочевого пузыря или прямой кишки, утомление мышц и нервной системы и другие.

    Отвлекающие раздражители внутреннего происхождения обычно оказывают более сильное воздействие на собаку, чем внешние. Как правило, они влияют на работу собаки при каждом возникновении. Например, переполнение мочевого пузыря, заболевание собаки всегда вызывают отвлечение ее от работы. Под влиянием внутренних отвлекающих раздражителей возможно резкое изменение общего состояния организма собаки. Иногда она может совсем отказаться от работы, например при заболевании.