Главная Клички собак Анатомия собаки Болезни собак Знаменитые собаки Собачий гороскоп Законодательство Статьи
  Содержание собак
Воспитание собак
Уход за собакой
Выгул собак
Дрессировка
Кормление
Стрижка собак
 
       
Породы собак
  • Овчарки, пастушьи
  • Пинчеры, молоссы
  • Терьеры
  • Таксы
  • Шпицы и примитивные
  • Гончие
  • Легавые
  • Ретриверы, спаниели
  • Декоративные собаки
  • Борзые
  • Непризнанные породы
    Дикие собаки
     
           
      Реклама
     
           
    Партнеры
    Настил пола цена теплые полы.



     

    Дрессировка собак / Дрессировка

    Основные ошибки, допускаемые дрессировщиком, и их предупреждение

    При правильной дрессировке у собаки вырабатываются нужные для службы условные рефлексы, а при нарушении правил дрессировки, допущении ошибок дрессировщиком у собаки воспитываются нежелательные условные рефлексы. Каждый дрессировщик должен стремиться выработать у собаки только нужные условные рефлексы, уметь предвидеть возможные ошибки в своих действиях и стремиться не допускать их.
    В процессе дрессировки собак могут быть допущены как технические, так и методические ошибки. В связи с тем, что методика и техника дрессировки тесно связаны между собой, как технические, так и методические ошибки приводят к образованию у собаки нежелательных условных рефлексов, поэтому нет необходимости строгого их разграничения. Нарушение правил дрессировки, допущение ошибок дрессировщиком обязательно приводят к образованию у собаки нежелательных связей, то есть нежелательных для дрессировщика ответных действий собаки. Следовательно, ошибки дрессировщика и нежелательные связи собаки находятся в единстве и взаимосвязи.
    Грубейшей ошибкой в дрессировке является субъективное понимание поведения собаки, то есть очеловечивание ее поведения. Некоторые дрессировщики, особенно теоретически мало подготовленные, при дрессировке собаки обращаются с ней, как с высшим существом, способным понимать человеческую речь, а также руководствоваться в своих действиях различными "желаниями". Такое очеловечивание собаки приводит к тому, что дрессировщик начинает предъявлять к собаке требования, которые она не в состоянии выполнить. Например, если собака во время занятий погналась за кошкой дрессировщик подзывает собаку командой "ко мне!" и наказывает ее ударами поводка или хлыста. В результате этого у собаки образуется нежелательная связь, и она при подзыве командой "ко мне!" к дрессировщику не подходит, а начинает убегать от него. В данном случае дрессировщик удары поводком или хлыстом сочетает не с броском собаки за кошкой, а с выполнением ею действий по команде "ко мне!" Условный раздражитель - команда "ко мне!" и вид поводка или хлыста в руках дрессировщика - подкрепляется в этом случае безусловным болевым раздражителем (удары) Следовательно, дрессировщик совершил две грубейшие ошибки, очеловечив действия собаки и неправильно использовав поводок или хлыст Таким образом, он воспитывает у собаки нежелательный условный реф-1екс - боязнь дрессировщика.

    Бывают случаи, когда две собаки набрасываются друг на друга и дерутся. Малоопытные дрессировщики нередко расталкивают их, уводя в разные стороны, и затем начинают наказывать каждый свою собаку, думая при этом, что собаки знают, за что их наказывают. На самом же деле это ведет к нарушению контакта дрессировщика с собакой, но не заглушает агрессивности. Таким образом, очеловечивание поведения собаки является грубой ошибкой. Дрессировщик должен твердо знать, что собака не обладает абстрактным мышлением, ее поведение определяется условными и безусловными раздражителями.

    Не советую разговаривать с собакой, уговаривать или упрашивать ее выполнить то или иное действие. Например, нельзя вместо команды "сидеть!" подавать команду "сядь!", "садись!", "ну что ты?" и так далее. Нередко молодые дрессировщики стремятся как можно быстрее ввести и отработать приемы дрессировки и усложнения с тем, чтобы ускорить подготовку собаки. Такая методика ведет к затягиванию курса дрессировки по той причине, что дрессировщики не успевают приобрести необходимые практические навыки, а у собак недостаточно прочно вырабатываются условные рефлексы. Они нередко оказываются неподготовленными к работе в более сложных условиях. Основным принципом отработки приемов должен быть принцип - от легкого к трудному, от простого к сложному. Все приемы необходимо вводить и отрабатывать последовательно. Например, не отработав "посадку", не следует отрабатывать прием "лежать", а к посадочной работе следует переходить лишь после отработки целого ряда вспомогательных приемов: развитие злобы, апортировки и других. К выработке сложных навыков приступают лишь тогда, когда у собаки образуются прочные условные рефлексы на сигналы дрессировщика. Например, при преодолении препятствий необходимо вначале выработать у собаки условный рефлекс четкого преодоления барьера небольшой высоты, затем только переходить к последующим усложнениям, постепенно увеличивая высоту барьера.

    Различные отвлекающие раздражители также вводятся постепенно. Если занятия происходят в облегченных условиях, например, рано утром, без отвлекающих раздражителей, то это способствует образованию нежелательных связей: собака будет работать лишь в легких условиях, а при вводе различных усложнений, хотя бы и незначительных, откажется от работы.

    При нарушении последовательности ввода приемов и усложнений у собаки воспитываются различные нежелательные связи - отказ от работы в сложных условиях или нечеткое выполнение требуемых от нее действий и т. д.

    Одна из ошибок дрессировщика - стремление во что бы то ни стало быстрее отработать, закрепить условные рефлексы у собаки. С этой целью дрессировщик отрабатывает один и тот же прием без перерыва 4-5 раз и более, в результате чего утомляет нервную систему собаки, вызывает у нее отказ от работы, то есть передрессировку. Именно поэтому не следует заставлять собаку выполнять один и тот же прием без перерыва более 2-3 раз подряд. Для предотвращения ошибок, вызывающих передрессировку, надо четко планировать занятия, чередовать приемы, поддерживать постоянную активность собак в работе. Если же животное откажется от выполнения отдельного навыка в результате передрессировки, то надо временно прекратить занятия по выработке этого навыка, а после отдыха выработать его в строгой последовательности.

    Еще одной из ошибок дрессировщика является неправильное сочетание условного и безусловного раздражителей, а именно применение безусловного раздражителя раньше условного. В этом случае условный рефлекс у собаки не образуется. Например, если сначала дернуть за поводок, а затем подать команду "рядом!". Безусловный раздражитель иногда применяется через значительный промежуток времени после дачи условного раздражителя, в результате чего выработка условного рефлекса задерживается и вырабатывается не совпадающий, а следовой условный рефлекс, часто нежелательный для нас. Например, при выработке условного рефлекса на команду "ко мне!" с поздним подкреплением безусловным раздражителем собака будет подходить к дрессировщику не сразу, а только через некоторое время после подачи команды. Неопытные дрессировщики нередко несколько раз повторяют одну и ту же команду и только после этого подкрепляют ее безусловным раздражителем. В результате таких сочетаний раздражителей у собаки вырабатывается навык - выполнение действий после многократного повторения одной и той же команды, то есть у нее воспитывается запаздывающий условный рефлекс, нежелательный для дрессировщика. Подобные ошибки могут быть допущены при многих приемах общего курса, например, в посадке, укладке и других.