Главная Клички собак Анатомия собаки Болезни собак Знаменитые собаки Собачий гороскоп Законодательство Статьи
  Содержание собак
Воспитание собак
Уход за собакой
Выгул собак
Дрессировка
Кормление
Стрижка собак
 
       
Породы собак
  • Овчарки, пастушьи
  • Пинчеры, молоссы
  • Терьеры
  • Таксы
  • Шпицы и примитивные
  • Гончие
  • Легавые
  • Ретриверы, спаниели
  • Декоративные собаки
  • Борзые
  • Непризнанные породы
    Дикие собаки
     
           
      Реклама
     
           
    Партнеры
    регистрация ооо в Ростове на Дону



     

    Дрессировка собак / Дрессировка

    Основы дрессировки

    Дрессировщику должны быть присущи следующие качества: любовь к животным, терпеливость, наблюдательность, выдержанность, настойчивость, смелость и энергичность. Человеку, умеющему владеть своим голосом, жеста ми, движениями, знающему основы поведения вообще собак и особенности конкретного животного, легче освоить технику обучения тому или иному приему дрессировки ввиду службы. Хороший дрессировщик всегда сумеет определить состояние собаки в данный момент и причины изменения ее поведения, устранить или усилить их, вести процесс дрессировки, правильно анализировать свои ошибки и ошибки собаки на занятиях и на работе. Дрессировщик на многое должен в процессе обучения смотреть глазами собаки, мысленно ставя себя на ее место. Конечная цель дрессировки - выработать у собаки навык правильно и безотказно выполнять приказания дрессировщика, отданные условными словами-командами и заменяющими их жестами и сигналами.

    Поведение недрессированной собаки обуславливаете только биологическими потребностями организма и воздействием окружающей среды. Чтобы успешно дрессировать собаку и воздействовать на ее поведение, нужно правильно оценивать свои поступки по отношению к собаке и хорошо разбираться в особенностях ее поведения. Именно для этого необходимо знать теоретические основы дрессировки.
    Теоретические основы дрессировки базируются на учении великого русского физиолога И. П. Павлова о низшей нервной деятельности. Высшей нервной деятельностью академик Павлов называл работу больших полушарий головного мозга по установлению связи организма и окружающей средой. Он доказал, что каким бы сложным не казалось поведение животных, оно всегда имеет вполне определенную причину и является результатом деятельности их нервной системы. Учение позволило разрабатывать научно обоснованную методику дрессировки собак. Различные действия животного всегда являются ответом организма на воздействие окружающей среды или на определенные процессы, происходящие в самом организме. Всякое воздействие на организм, которое вызывает ответное действие со стороны последнего, называется раздражителем; ответное действие организма на раздражитель - реакцией. Например: команда "сидеть" и нажим на круп собаки - раздражитель, а посадка собаки - реакция.

    В дрессировке, прежде всего, используют врожденные особенности и свойства собак. Каждой из групп и пород собак присущи определенные наследственные задатки, образовавшиеся в итоге многовековых повторных упражнений в выполнении той или иной работы. Наиболее ярко у собак проявляются инстинкты (сложные безусловные рефлексы): пищевой, благодаря которому только что родившийся щенок находит соски матери, и ориентировочный, дающий правильную ориентацию в окружающей среде. У взрослой собаки инстинкты выражаются в сложном комплексе реакций: пищевой, ориентировочной, оборонительной и половой. Проявление реакций закономерно, но не одинаково в разные моменты жизни собаки. Так, у очень голодной, а также жадной к пище собаки преобладает пищевая реакция, на практике нередко мешающая дрессировке. Ориентировочная реакция наблюдается у многих охотничьих собак. Оборонительная в активной форме преобладает у большинства служебных собак. Могучий инстинкт размножения дает в известные периоды жизни собак (течка) сильное преобладание половой реакции, мешающей, а иногда совершенно срывающей дрессировку. Раздражители, поступающие из внешней среды (например, туман, снег), из организма собаки (потребность оправиться, голод) и от дрессировщика, так или иначе, отражаются на поведении собаки.

    В дрессировке используются раздражители безусловные (пищевые - дача лакомства, механические оглаживание, давление рукой, рывок, легкий удар и т. д.) и условные (команды, жесты, сигналы и запахи). Безусловный раздражитель вызывает проявление безусловного рефлекса. Действие условного раздражителя (жест, команда) проявляется лишь при определенных условиях. Он всегда и непременно должен чуть предшествовать безусловному раздражителю или совпадать с ним.

    Условный рефлекс - ответное действие центральной нервной системы собаки на определенный раздражитель. Этот рефлекс образуется в процессе дрессировки. Он угасает совсем, когда теряется его значение для собаки. Например, если не давать вашему питомцу лакомство при посадке по команде "сидеть!", он постепенно перестанет выполнять эту команду. Условный рефлекс у дрессируемой собаки вначале образуется при совпадении действия безразличного для нее раздражителя с действием безусловного раздражителя. Например: подзыв командой "ко мне!" дрессировщиком, несущим знакомую собаке чашку с едой. Условный раздражитель (команда "ко мне!") должен предшествовать безусловному раздражителю (вид и запах знакомой пищи). Начальное образование условного рефлекса проводится в обстановке, когда на центральную нервную систему животного не действуют другие, посторонние раздражители. Условный раздражитель должен быть достаточно сильным. Например, четкие и энергичные, а не вялые или очень тихие команды. Рефлекс закрепляется прочно лишь тогда, когда сохраняются те условия, при которых он образовался. Дрессировщик в начале обучения собаки обязан сохранять эти условия и постоянно закреплять рефлексы лакомством, которое в дальнейшем периодически заменяется лаской, оглаживанием и командой "хорошо!".

    Для более быстрой выработки условных рефлексов при дрессировке необходимо хорошо усвоить основные правила. Прежде всего, подбираются два раздражителя. Один из них используется в качестве условного, а другой - безусловного. Действие этих двух раздражителей должно совпадать во времени, или точнее раздражитель, на который вырабатывается условный рефлекс, например команда "рядом!", должен предшествовать (на 1-2 секунды) действию безусловного раздражителя (рывок поводком). Вначале на звуковой раздражитель (команду "рядом!") собака настораживается, прислушивается, то есть проявляет ориентировочный рефлекс (рефлекс "что такое?"). После нескольких совпадений звучания* слова o рядом" с рывком поводка ориентировочный рефлекс исчезает и по этой команде у собаки проявляется рефлекс движения рядом с дрессировщиком.

    Сила действия безусловного раздражителя, на базе которого вырабатывается условный рефлекс, должна быть большей, чем сила действия раздражителя, на который вырабатывается условный рефлекс. Например, множество условных рефлексов у собаки можно выработать при помощи пищевого безусловного раздражителя, однако если отказ и дачу ей мяса сочетать с более сильными, но частности болевыми раздражителями (удары хлыстом, сильный рывок), то мясо приобретает значение условного раздражителя и вызывает проявление оборонительной реакции. В таком случае показ и дача мяса вызывают у пса оборонительную реакцию. Это особенно проявляется у хорошо выдрессированных собак защитно-караульной и розыскной службы. Условные раздражители должны быть достаточной силы. На слабые условные раздражители рефлексы вырабатываются медленно и реакция проявляется более слабая, чем на сильные. Поэтому при дрессировке подаваемые команды должны быть четкими и достаточной силы, что ведет к более быстрому образованию условных рефлексов и энергичному выполнению их собакой. Наряду с этим необходимо помнить, что сила условных рефлексов раздражителей не должна быть чрезмерной, так как это ведет к задержке выработки условных рефлексов у некоторых собак, особенно со слабой нервной системой, а в отдельных случаях рефлексы вообще не образуются.

    Одним из условий образования условных рефлексов является степень возбудимости нервного центра того безусловного рефлекса, на базе которого вырабатывают условный. Например, у голодной собаки возбудимость пищевого центра повышена. Поэтому у нее вырабатываются условные рефлексы на условные раздражители, подкрепляемые пищей, быстрее, чем у сытой с пониженной возбудимостью пищевого центра. Известно, что такие приемы, как задержание собакой убегающего человека, следовая работа и некоторые другие, строятся на основе сложного активного оборонительного рефлекса собаки. Чем активнее этот рефлекс, тем быстрее образуются условные рефлексы при дрессировке по указанным приемам.

    Если у собаки слабо выражен активно-оборонительный рефлекс, то активность его повышается путем предварительной выработки навыка агрессивности при помощи приема "развитие злобы".

    При образовании условных рефлексов влияет и внешняя среда. Постоянные раздражители (движение людей, животных, транспортных средств, различные шумы звуковые сигналы и прочее) затрудняют выработку нужных условных рефлексов, так как отвлекают собаку (полушария ее головного мозга будут заняты другой деятельностью). Именно поэтому дрессировку собак™ лучше всего начинать в спокойной обстановке. В последующем, когда условные рефлексы уже будут выработаны, обстановку следует постепенно усложнять так, чтобы ваш питомец в конце концов выполнял команды при любых обстоятельствах. Помните, что на дрессировку отрицательно влияют и неблагоприятные метеоусловия: дождь, снег, сильный ветер, мороз, жара и т. д.

    Кроме внешних, есть еще и внутренние раздражители, с которыми следует считаться: болезнь или недомогание переполнение мочевого пузыря, прямой кишки. Перед началом занятий с вашим питомцем постарайтесь хорошо выгулять его, а если ему нездоровится, то перенесите урок на следующий раз.

    Исследования физиологов показали, что выработка условных рефлексов у разных собак происходит неодинаково. У одних рефлексы вырабатываются быстро, после пяти-шести сочетаний, то есть повторений условного и безусловного раздражителей, у других медленно, посла нескольких десятков и даже сотен сочетаний. Наряду с этим у одних животных рефлексы очень прочны, у других они легко нарушаются, отмечается различная степень проявления тормозного процесса. Изучая эти явления, И. П. Павлов создал учение о типах высшей нервной деятельности. Он установил три основные свойства процесса возбуждения и процесса торможения - это сила процессов возбуждения и торможения, уравновешенности их и подвижность. Под силой понимается работоспособность клеток коры больших полушарий; уравновешенности выражает соотношения между силой возбуждения и торможения. Они могут быть развиты одинаково, иногда один процесс, чаще возбуждение, преобладает над другим.